Интересное

Патрик Ротфусс "Имя ветра"

1 авг

Сегодня хочу рассказать о книге, которой крайне сложно давать оценки. Но и пройти мимо нельзя. Данное произведение слишком мощное и слишком глубокое для того, чтобы задвинуть его на дальнюю полку библиотеки да там и забыть… Многовато пафоса для описания романа современного автора, неправда ли? Однако иначе нельзя.


"Имя ветра" вышла из-под пера забугорного автора по имени Патрик Ротфусс.  И, надо сказать, стала для меня той жемчужиной, ради которой не жалко с головой нырнуть в бочку дёгтя. Потому как едва ли не впервые за последние лет пятнадцать западный автор не идёт проторенными тропами примитивных фантастических боевичков, не погружается в бездну мракобесия и псевдоинтеллектуальных измышлений, не пытается построить эпик на крови, дерьме и сексуальных девиациях, а создаёт нечто поистине удивительное. Даже не создаёт… неудачное слово… Из его рук выходит тканый гобелен. Вычурный, но не аляповатый, красочный, но не вульгарный, сосредоточенный на деталях, но не навевающий скуку. Стежок, за стежком, никуда не торопясь, без суеты и спешки, Ротфусс выписывает историю личности, потрясшей устои его фантастического мира. Шаг за шагом показывая, какие события и как повлияли на формирование характера и мышления героя. Демонстрирует контраст между легендой и кропотливую работу персонажа на эту легенду…


Задача на самом деле при кажущейся простоте достаточно сложная. Многие пытались сотворить нечто подобное, но не у всех получилось. Неудачных примеров тьма. Чтобы обойти большинство подводных камней, автор выбрал не самый распространённый литературный инструмент, введя в книгу две ветки повествования.


Первая – это нынешняя личность главного героя, причём весьма загадочная и неоднозначная. И показана она не от лица основного персонажа, а глазами посторонних. При всём при том сюжет данной ветки не декоративен, он так же двигается. Хоть и адски медленно, но двигается!


Вторая ветка, она же основная, касается бурного прошлого. Подход вроде бы насквозь стандартный, но как он выполнен… Текст изобилует мелкими деталями, философскими, лирическими и мифологическими отступлениями. Причём всё это не служит ради бессмысленного украшательства, а часть сюжета… Даже не сюжета, а… духа романа. Музыка, радость и страх, ужас и толка безумия, слабость и стальная воля, бесшабашная удаль и трусливая покорность, ожившие мифы и унылая реальность — всё это вместе и есть "Имя ветра".


Такая манера письма на моей памяти не используется популярными авторами уже лет двадцать. Слишком сложно для современного читателя и слишком рисково для писателя, чтобы в подобном ключе продолжали массово работать мастера клавиатуры. Лично я, к примеру, писать в таком стиле не стану, наверное, никогда. Не потому что не могу (это хоть и сложно, но не невозможно), а потому что читатель слишком избалован "быстрыми" сюжетами, где расстояние между содержательной паузой и будоражащим кровь действом не более пары страниц. Введите в текст описание какой-нибудь трёхчастной тишины или многостраничных переживаний об утерянной лютне, как Ротфусс, и книгу у нас никто не купит. Сегодня правит бал упрощение… Увы!


Тем не менее, Ротфусс оказался гораздо более рисковым парнем и сотворил настоящий шедевр. Медленно развивающийся, но цельный и, как уже писал, глубокий.


Постоянный читатель моих рецензий здесь неизбежно возмутится излишними славословиями творению Патрика Ротфусса. Где горчинка?! Так вот, она есть.


К сожалению, автор не смог до конца выдержать психическое и эмоциональное напряжение, неизбежное при работе в заявленной манере. Уже ближе к концу книги, начавшееся действие несколько вырывается из общей канвы и истончает гобелен слов. Если, опять же, понимаете о чём я. А вот в продолжении и вовсе скатывается до вульгарного волюнтаризма, разрушающего собственные наработки.


Нет ничего страшного, когда автор постепенно от книги к книге меняет акценты в сюжете. Работа с фокусом внимания читателя подобна кинокамере, которая сначала может сконцентрироваться на одном герое, а потом вдруг взять крупным планом всё поле битвы, город, материк, мир… Патрик Ротфусс в первой книге заявил ровное полотно сюжета, без крупных планов, зато с макросъёмкой. Но ровное! Однако во второй книге он начинает выбрасывать огромные пласты сюжета. Что, хотите узнать про суд, определивший на годы вперёд судьбу героя? Идите в болото, мне это не интересно. Достаточно сказать, что герой победил. Что, вам интересно узнать про путешествие за полторы тысячи километров, в ходе которого герой потерял всё богатство, рекомендательные письма и прочие вещи, столкнулся с пиратами и обрёл врагов? Идите в другое болото, вам достаточно знать о том, что это было…


То есть понимаете, писатель устал от подробнейшего описания и начал рвать повествование по живому, ради ускорения сюжета. В итоге, вторая книга, долженствующая стать продолжением потрясающего произведения, оказалась низведена до уровня тривиального приключенческого романа. Интересного, но не более того.


Тем не менее, "Имя ветра" – та книга, которую должен прочитать каждый любитель эпического фэнтези. Каждый! Даже если вам она не понравится, по крайней мере она расширит горизонты вашего разума. И это очень здорово! Ну а чтобы чуточку подогреть интерес, замечу, что Патрик Ротфусс – второй западный автор, который на моей памяти озаботился проработкой магии своего мира. Вот так-то.


В общем, перед вами история Квоута Бескровного, Квоута Великого, Квоута Убийцы Короля. Читайте её и восхищайтесь высотой его взлётов и глубиной падений. Ну а чтобы легче было принять данный роман, послушайте как играет лютня (и поёт "Илойна ГГ"). Ведь именно музыка была языком души главного героя…



Книга покупалась на Лабиринте, на Литресе её почему-то нет. Недоработочка.

Комментарии для сайта Cackle

Недавние записи