Писатели бывают разные. Кто-то выбирает один единственный литературный инструмент и работает с ним, кто-то наоборот предпочитает эксперименты, кто-то обожает строго определённые сюжеты, кто-то же не терпит никаких рамок. И очень хорошо, что есть такое многообразие. Главное, чтобы писатель обладал талантом, а уж как и с чем он работает, дело десятое.
Автор, о котором дальше пойдёт речь, как раз из талантливых многосюжетников. О ком он только не писал — о нелюдимых бойцах-женоненавистниках, о монстрах, о тёмных эльфах, о демонах-неудачниках, о вампиршах. На первых взгляд подобные темы выглядят не слишком привлекательно — слишком специфичны, — однако это только на первый взгляд. И каждую из означенных тем данный писатель смог заставить играть удивительными красками.
Опытный читатель уже догадался, что речь идёт о Романе Артемьеве. Удивительном писателе, который так сильно начал, и который так быстро закончил литературную карьеру (увы, отсутствие адекватных гонораров, ставших в нынешних условиях микроскопическими, постепенно выкашивает писательские ряды).
Однако не будем о грустном и перейдём к самому интересному. К книгам.
Начинать знакомство с творчеством Артемьева можно с любой книги, но лучше всего первой выбрать всё же ту, с которой он стартовал в профессии. С романа "Хроники Аскета". Без какой-то серьёзной причины, просто потому, что именно Аскет был первым героем, принёсшим Артемьеву славу.
Итак, о чём же эта книга… Да о вторжении иномирян на Землю, о чём же ещё! Да не каких-то там зелёных человечков с плазмоганами, а магических монстров, способных наделять людей способностью колдовать. То есть весь сюжет можно свести к схеме: вторжение, монстры, команды зачистки, маги, развитие, конкуренция, трансформа мира. Наблюдать же за всем этим нам предлагается глазами безэмоционального нелюдимого героя, настоящего аскета. И эта его аскетичность становится удивительно уместной авторской фишкой, приятно разнообразившей сюжетную канву как в легендарном UFO: Enemy Unknown (что особенно выигрышно смотрится на фоне полной кальки с игры, вышедшей из-под пера Васильева).
Какая цитата лучше всего иллюстрирует книгу? Рассказ приёмной дочери главного героя, написавшей в школьном сочинение а-ля "Как я провёл лето" про нападение на её дом чужаков и завершившей текст фразой: "А потом ему папа сердце вырвал". Так что если вы можете оценить все нюансы данной фразы, то "Хроники Аскета" — ваша книга.
Продолжение Хроник, написанное в соавторстве, к сожалению, получилось гораздо хуже и до оригинала не дотягивает. Поэтому перейдём к следующей книге, а именно "Без образа и подобия".
Здесь тема магии, особых способностей и связанных с этим скрытых и явных трансформ мира раскрывается гораздо более подробно. Представьте себе бывшего человека, сначала помимо своей воли превращённого в непонятного ни на что монстра, а потом бежавшего на волю и далее активно пытающегося познать себя и окружающий скрытый мир. Добавьте к нужной картинке кланы оборотней, кицунэ, правящих в городах вампиров, скрытое противостояние магических орденов, древних рас и… и получите примерное представление о романе. "Без образа и подобия" та самая книга, которая описывает магическую сторону нашей реальности наиболее продуманным и интересным способом. Жаль, что автор тему так и не развил.
"Толстый демон" в каком-то смысле идейно близок роману "Без образа и подобия" — также рядом с нашим миром есть мир скрытый, магический, — но здесь на первом месте стоят не тайные правители городов вампиры, а некие могущественные существа. Демоны, которые не демоны. И погружение в этот без сомнения жестокий и безжалостный мир происходит посредством парочки героев — демона-неудачника и женщины-фамильяра (его Принятой). Причём происходит это весело, с юмором. Повторюсь, не с тупым хохмачеством и туалетными шутками! С юмором! И подобный диссонанс с мрачноватыми мотивами в предыдущих книг иначе, чем приятным сюрпризом не назовёшь. А скрытые отсылки ("пасхалки") к узнаваемым образам поп-культуры (например в финальной главе) лишь добавляют произведению шарма.
Ну и наконец, последняя рекомендация — дилогия "Селеста" и "Хозяйка Талеи". Сознательно выношу "Селесту" в конец, потому как это самая мрачная книга автора. В романе показан магический постапокалипсис (но не ставший уже привычным фоллаутоподобный мир с ништяками, лутом и погоней за уровнями), а максимально правдоподобный (с определёнными условностями, разумеется). С уничтоженной магической инфраструктурой, массовыми разрушениями, смертями и ненавистью обезумевших людей к чародеям. И показано происходящее с позиции мужчины, нашего современника, чьё сознание мало того, что было перенесено в другую вселенную, так ещё и помещено в тело девочки. Девочки, ставшей одной из первых вампирш этой реальности.
Так и чувствую, как напряглись придерживающиеся принципов гегемонной маскулинности читатели. И прекрасно их понимаю. Слишком много всякого — мутного и мерзкого — выплеснуто в медийное пространство на данную тему, чтобы оставаться спокойным. Но успокою — перенос в тело девочки-вампира нужен не для продвижения сомнительных идей, а с целью показать абсолютно безвыходное и ужасное положение главного героя. Зажатого в такие рамки, когда не хочется не то что думать о будущем, а просто жить. Но всё равно рвущегося дальше, сквозь все преграды, просто потому, что только тогда человек остаётся человеком, когда он борется до конца. И главный герой борется, падая и снова поднимаясь, попутно вытягивая всех доверившихся ему новых сородичей.
Возможно описанное мной будет не слишком понятно для любителей чтения по диагонали, поэтому всем будет полезно ознакомиться с рассказом "Слишком стара". Характер Селесты, будущей Тёмной матери, там раскрывается более полно и… интересно.
Но вернёмся к дилогии. До настоящего момента многое говорилось про первую книгу двухтомника и ни слова не прозвучало про вторую. И это не случайно. Просто потому что она… совершенно не цепляет. Если первая книга осталась в памяти, несмотря на прошедшие годы, то вторая… вторая прошла мимо. И это не может не огорчать. Тем не менее, первый том каждый любитель хорошего тёмного фэнтези точно должен прочитать. Не пожалеете.
Вот, пожалуй, и всё. Есть ещё роман "Дети Темнолесья", рассказывающий о тёмных эльфах в совершенно непривычном для классического фэнтези ключе, есть множество неплохих рассказов, но… начинать нужно всё-таки не с них. Вершина творчества Романа Артемьева пока (всё ещё надеюсь, что именно пока) всё же "Хроники Аскета", "Без образа и подобия", "Толстый демон" и "Селеста". И именно их стоит прочитать каждому любителю хорошего чтения.
Что до ложки дёгтя, то она связана целиком и полностью с неотшлифованным писательским мастерством Артемьева. Напиши он хотя бы десять книг, и проблема ушла бы сама собой. Но столько он не написал, и излишняя суховатость текста порой мешает миру раскрыться.
Впрочем… когда мёда много, малюсенькая ложка дёгтя вкус не испортит, а наоборот придаст ему некоторую пикантность. В общем читайте Романа Артемьева, он круто пишет!
Купить книги автора можно либо на Литрес (ссылки есть в тексте), либо на Лабиринте. Правда, там осталась только "Хозяйка Талеи". На Озоне комплект книг гораздо более полный.