Интересное

Рудольф Штайнер "Теория и практика медитации"

1 окт

С трудами Рудольфа Штайнера — австрийского философа, эзотерика, социального реформатора, архитектора, поэта, художника и биолога (да-да, это всё один человек) познакомился случайно. И, увы, начал с далеко не самой подходящей книги.


Вообще Штайнер оказал колоссальное влияние на многие социокультурные явления жизни конца 19 и начала 20 веков. Его лекции посещали тысячи людей, с ним спорили видные философы (например, Бердяев относился к числу активных его противников), ему подражали и его ненавидели (самый известный враг Штайнера — Гитлер, который приложил все силы, чтобы уничтожить его детище Гётеанум). В общем говорить об этом человеке можно много и долго — слишком масштабная и неоднозначная личность, чтобы можно было описать его парой фраз. И поэтому просто запомним, что именно Штайнер стоит за эвритмическими академиями, и что именно он создал вальдорфскую педагогику. Всего лишь.


Тем не менее, среди эзотериков он известен прежде всего как известный  внутренний практик. И именно с этой гранью его таланта знакомит данная книга. Как уже упоминал выше — начинать надо не с неё, а с "Философии свободы". Именно там закладываются основы мировоззрения Штайнера,  "Теория и практика" же не более чем конспект нескольких лекций на заданную тематику. Причём название в русском издании крайне неудачно — никаких подробностей и деталей по практике медитации в книге нет. Зато излагаются некоторые основы терминологии и обозначаются пути развития личной духовной практики (в рамках штайнеровской системы, разумеется).


Именно отсюда вы узнаете, что такое живое образное мышление, зачем нужно останавливать — сейчас говорят "останавливать внутренний диалог" — речь, стремясь к "глубокому безмолвию", почему своё высшее "Я" надо не познавать, а узнавать… Немалый интерес вызовет и отношение к чувствам, как к сну, а к сновидениям, как к промежутку между намерением и волей. Причём излагается всё очень связно, когда одно вытекает из другого, опираясь как на законы логики, так и на субъективные духовные переживания. С чем-то можно согласиться, восхищаясь силой разума автора, с чем-то столь же категорично не согласиться. Но в любом случае чтение данной книги точно небезынтересно.


Скажу больше, после мучительного прочтения "Молота ведьм", логическими построениями и языковыми конструкциями Штайнера просто наслаждался. Надо лишь привыкнуть к классической манере изложения мыслей, принятой в то время (к сожалению, ныне задвинутой в дальний чулан культуры).


Теперь что касается рекомендаций. Если вы действительно хотите ознакомиться с сутью философского учения Штайнера, то читайте "Философию свободы", жаждете эзотерики — беритесь за "Как достигнуть познания высших миров". Данную же книгу стоит воспринимать лишь как некий экстракт из базовых понятий антропософии - этакое введение в методологию - и собственных духовных опытов автора. Чтение интересное, чтение развивающее, но, в очередной раз повторюсь, начинать лучше с другого (впрочем, если начнёте с неё, тоже ничего плохого не случится).


Итог. Читать советую любителям философии, практикующим внутренние техники и просто людям, желающим расширить горизонты своего сознания. Так же не могу не отметить, что Штайнера как создателя синтетической эзотерической системы (лишённой инициатического начала) в частности и начинателя антропософского движения в общем сильно не любят представители традиционных школ и течений. Причём, что особенно забавно, это касается как школ так называемой Правой руки, так и Левой.


Купить книгу можно на Литрес и в Лабиринте.

Комментарии для сайта Cackle

Недавние записи