Интересное

Яков Шпренгер "Молот ведьм"

18 мар

Страшно сказать, но книга "Молот ведьм" была куплена в далёком 2005-м на волне интереса к истории всего мистического, а так же в качестве послевкусия от прочтения какой-то из книг про Фесса-некроманта. Купил и... благополучно забыл на полке, устрашённые тяжёлым слогом и общим флёром вокруг текста. Как же, зачем мне про пытки-то читать да в средневековое невежество нырять?! Можно и поинтересней что найти...


Ведь что мы знаем о "Молоте ведьм" из курса истории? Ну как же, были такие тёмные и неграмотные средневековые европейцы, которых ради власти решили коварные церковники заковать в цепи страха и ужаса перед колдовством. И для облегчения данного процесса придумали книжку, где всё детально расписали. Почему в колдовство надо верить и в чём его гнусность, что входит в список злодейств колдунов и ведьм, и как должно проводить следственные мероприятия и вести судебный процесс над омерзительными чернокнижниками.


И это всё способен рассказать только хороший учитель, плохой и вовсе ограничится словами: ""Молот ведьм" был направлен против несчастных женщин злобными мужиками того времени!". Ну ещё знатоки лингвистики могут ввернуть о знакомстве с Mallēus Maleficārum или Hexenhammer... На таком фоне желание лично читать "Молот ведьм" как-то не возникает, да?


А ведь труд этот ой какой непростой и вполне себе достойный прочтения даже сейчас! Но для начала стоит определиться с пониманием двух вещей: что из так называемого "колдовства" ныне вполне научнодоказуемо и какова была ситуации с разного рода особыми практиками на момент Охоты за ведьмами. И лишь затем браться за книгу.


Начнём с "колдовства". Термин специально ставлю в кавычки, потому как не планирую рассматривать его профанную трактовку. Когда с колдовством увязывают духов, ангелов, демонов и прочую недоказуемую мишуру весьма серьёзно пугающую обывателей-филистеров даже сегодня.  Нет, возьмём ту часть "магии" и "колдовства", которую более уместно называть внутренними практиками или, если брать терминологию того же Игнатио Лойолы, духовными практиками. Правда, здесь я не буду оригинальным, потому как по этому же пути идут все, кто касается тематики эзотерики (от др.-греч. ἐσωτερικός — внутренний). Декарт, Бэкон, Штайнер и прочие мастодонты прошлого всегда старательно дистанцировались от термина "магия", напирая на мирской характер изучаемых техник.


Итак, что же за внутренние практики вольготно себя чувствуют в нашем материалистическом обществе, словно и не относясь никогда к миру "магии"? В рамках данной рецензии имеет смысл ограничиться простым перечислением: суггестия (то бишь разного рода внушения, от медицинского и "цыганского" гипноза через НЛП к рекламному маркетингу и окну Овертона), скорочтение, мнемотехники, визуализация, управляемые сновидения, аутотренинг, работа с экстатическими состояниями и массовым психозом, самогипноз.


Кстати, обратили внимание, насколько убедительнее звучат наукообразные термины, чем всякие там колдовство, чернокнижие и заклинательство? Для большего эффекта предлагаю сравнить две фразы: "Колдун проклял Василия и тот вместо человечьей речи, начал лаять по-собачьи" и "Психотерапевт во время сеанса гипнотерапии ввёл пациента Василия Н. в состояние глубокого транса и внушил, что тот является собакой породы сербернар. Пациент начал демонстрировать животное поведение и издавать лающие звуки". Запомните, первое — это мракобесие и невежество, а второе — доказанный научный факт.


Но вернёмся к нашей теме. С внутренними практиками определились. Что же насчёт общей ситуации? А здесь всё непросто. Глубоко вдаваться в детали не буду, просто укажу на некоторые моменты.


Во-первых, корни европейской цивилизации (то бишь, некоей варварской общности, образовавшейся на развалинах Западной Римской империи) лежат в величественном наследии Римской империи, эллинских философских школах и частично в египетских и восточных мистериях.


Во-вторых, христианство (прежде всего православие, но и католицизм в том числе) — это совсем не вера тёмных людей в бородатого дядьку на небе, службы в церквях и чадящие свечки. Это с одной стороны очень сложная и мощная система работы с иррациональным сознанием, причём крайне тяжёлая в освоении (прежде всего православие и гора Афон в качестве хранителя Традиции), а с другой серьёзнейшая система по работе с собственной личностью, с целью получения некоторых душевных качеств (католицизм и техники различных монашеских орденов, особенно отличился орден иезуитов).


В-третьих, в средневековом обществе царит раздрай, бушуют эпидемии, голод, нередки случаи каннибализма (вспомним не облагороженные оригиналы сказочек Братьев Гримм), засилье волков (зафиксированы случаи, когда стаи оголодавших тварей заходили в Париж!), единая Церковь разорвана в множественными ересями (и далеко не все они были безопасны).


В-четвёртых, не стоит сбрасывать со счетов всевозможные тайные общества разного толка, рыцарские ордена, секты и общины. Они мало того, что цвели пышным цветом на теле Европы, так ещё и далеко не всегда были собранием ничего не умеющих фанатиков. Представьте себе, что может натворить мошенник, владеющий навыками гипноза в среде неграмотных, затраханных жизнью крестьян, видящих вокруг океаны жестокости, грязи и наслушавшихся про происки Лукавого? А если он вдобавок обладает высокими навыками самогипноза (и способен в определённых пределах управлять собственными жизненными функциями), понимает принципы работы с толпой и изучил тонкости техник экстаза?


И ведь таких знатоков по дорогам Европы тогда бродило очень много. И не только по дорогам. К примеру, мнемотехники (тогда они именовались Магией Памяти) практиковали все политики и аристократы. Тот же Джордано Бруно был большим мастером этого направления внутренних техник. Сюда же добавьте работу с иррациональным сознанием — крайне опасное в освоении искусство, часто сводящее своих адептов с ума. Всё это хорошенько перемешайте и… получите совершенно ядрёную смесь, из которой следует в-пятых.


В-пятых, нельзя забывать, что похищение детей, жертвоприношения, попытки продления собственной жизни за счёт кровавых ритуалов и прочие ужасы — совсем не выдумки сказочников. Я не говорю, что те, кто совершал подобные преступления чего-то добивались, нет. Достаточно того, что они сеяли вокруг себя весь этот кошмар.


Можно добавить сюда ещё и в-шестых, в-седьмых и так далее, но смысла тут нет. Общая картина получена. И можно приступать к "Молоту ведьм", но при прочтении основные акценты будем ставить на поиски рационального зерна. То есть концепции "предки — тёмные идиоты" и "всё это делалось ради власти", доминирующие в описании "Молота ведьм" большинством исследователей, мы учитывать будем лишь постольку поскольку.


Итак, какая же картина разворачивается у нас при прочтении книги.


1) Поначалу на первом месте в противниках первых инквизиторов были еретики, за колдунов взялись позже. Или иначе говоря, сначала чистились свои ряды, потом взялись за внешнего врага.


2) Авторы убеждены, что Сила имеет три источника: дух человека, Бог, бесы. Дух человека слаб, поэтому им не интересен (и безопасен). Всё, что человек может совершить с его помощью не несёт никакой угрозы. Поэтому если урон велик, значит источник понятен (святых ведь мало, да и не будут они творить… всякое).


3) Большая часть колдовства завязана на воображении, обмане чувств (что вполне понятно в контексте работающих техник) и сексе (это плотно увязано с догматикой христианства. Ибо гнев Адама наитягчайший). Женщины в этом плане более уязвимы и потому более склонны ко злу.


4) В конце концов в общую кучу собрали как тех, кто владеет работающими техниками, так и просто занимающихся запрещённой с точки зрения догм деятельностью (вроде авгуров, хиромантов и прочих гадателей). Дескать все они зло. В подтверждение своих выводов приводится потрясающее количество цитат как из писаний святых отцов, так и… из трудов языческих философов.


5) Затем максимально подробно изучают все случаи применения "колдовства" и просто деяния разных "колдунов" (а так же обезумевших маньяков и реально верящих в свою близость с Тьмой адептов разного рода культов). В некоторых местах читателя гарантированно будет тошнить. И внимание авторов к деталям, а так же рассмотренный ранее фон, заставляют поверить в то, что многое из описанного реально было. И я не про духовную и суеверную составляющую, а про вполне ощутимые последствия, вроде убийств, жертвоприношений и похищений младенцев.


6) Всякий раз, когда авторы заходят в своих рассуждениях в логический тупик, словно Deus ex machina появляется формулировка про Божье Попущение и тянет за собой целую цепочку самооправданий. Этот момент, надо сказать, дико раздражал при чтении. Как,  впрочем, и  крайне запутанная манера изложения доказательств (до современной нам практики ещё ой как немало времени).


7) Авторы очевидно ясно отдают себе отчёт в том, что обман чувств — основа всех "чудес" колдунов и ведьм. И неоднократно это повторяют. Правда, затем, углубляются в совершенно мозголомные дебри тогдашних представлений о мироустройстве, которые далеко не всегда понятны современному читателю.


8) Помимо вполне понятных "чудес" приводятся и иные примеры, гораздо больше подпадающие под понятие колдовства и сказочных проявлений. Вроде вызова града, дождя, молний или выдаивания чужих коров. Так же приводятся описания некоторых ведьмовских приёмов.


9) Удивительно, но разрешается бороться с колдовством суетным. То есть всякими там фокусами, вроде литья свинца, использования соли и прочего.


10) Так же авторы дают объяснение, почему не работает связанное с внушением колдовство (то есть, собственно, всё работающее "колдовство") с истинно верующими. Причина в том, что внимание (в смысле внутренних практик) у них сосредоточено на их вере и его никак не "сдвинуть" в нужную "колдунам" сторону.


11) Основные угрозы от ведьм — это половая и любовная сфера, внезапные болезни и смерти, воровство молока, шабаши и воровство детей, в том числе новорождённых. В вызове стихийных бедствий обвиняют несколько реже. У колдунов-мужчин всё проще. Главное зло от них — это способность заговаривать стреляющее оружие на фантастическую меткость и защита от этого оружия.


Особняком от вышеописанных вещей стоят вопросы ведения следствия и судов над ведьмами. Причём формально, на бумаге, всё далеко не столь ужасно, как было в реальности. В судах над ведьмами предполагалось бороться с лжесвидетельствованием, учитывалась необходимость в психологической обработке подозреваемых (без пыток), закладывалась возможность раскаяния и облегчения наказания. Но в действительности всё оказалось иначе…


Чтобы неокрепшие умы не подпали под давящее влияние Mallēus Maleficārum, в моём издании данного труда присутствуют две статьи. Одна из них посвящена вопросам реального состояния дел в Европе в период Охоты на ведьм, а другая описывает этот период в России. Подробно останавливаться здесь не буду, замечу лишь, что этот ход составителей сборника видится весьма удачным. Очень наглядно получилось: десятки (Англия) и сотни (Германия) тысяч уничтоженных в Европе, и относительно редкие рецидивы в России (плюс наличие оправдательных приговоров и замен сожжений ссылкой, про борьбу Петра I с кликушеством как формой лжесвидетельства даже упоминать не стоит).  


Итак, резюмируя всё вышенаписанное, какой же вывод можно сделать после изучения Mallēus Maleficārum (в контексте тех вопросов, что были рассмотрены с самого начала)? У охоты на ведьм определённо была разумная причина, однако искоренение реально существовавшей проблемы вылилось в массовую истерию, которая привела к колоссальному количеству жертв. Но причина была!


Кому "Молот ведьм" стоит читать: историкам (для большего понимания настроения эпохи), философам (по той же причине), писателям-фантастам (особенно желающим понять, кто такие "коммисары ведьм", в чём заключались особенности судебных процессов над ведьмами и какие преступления им вменялись), практикующим внутренние техники (просто чтобы понимали, чем всё может закончиться).


PS: Ну и напоследок, чтобы вы понимали с чем столкнётся читатель "Молота ведьма", приведу следующие примеры.


1) По словам авторов, "в городе Равенсбурге один юноша был сердечно привязан к девушке, но когда решил бросить её, то чародейственным образом потерял мужской орган. То есть не мог видеть его и чувствовал лишь гладкое тело"… И далее говорится удивительное: "Он опечалился".  Интересно, а вы бы опечалились на его месте?


2) Обороты "обабившиеся мужчины" и "свойственные женщинам враждования" — это часть рабочего словарного запаса авторов.


3) Случай, когда мужик уходит от жены-красавицы к уродине — считается хрестоматийным примером колдовства (и в этом есть свой смысл, да).


PPS: Вдруг вспомнился разговор с одной деревенской старушкой.
- Бабуль, скажи, а как у вас в деревне с колдунами?
- Ой, милок, раньше много было!
- А сейчас что?
- А сейчас нет никого, прячутся. Люди то ведь грамотные стали... Они их сразу убивают!


Купить книгу "Молот ведьм" можно на Литрес и в Лабиринте (привожу ссылку на издание в разы более качественное, чем моё).

Комментарии для сайта Cackle

Недавние записи