Интересное

Рецензии

23 по
из 2
4 мар
Гильгамеш или Эпос о всё видавшем

С Гильгамешем, как с неким собирательным образом, я познакомился ещё в пятом классе на уроке истории древнего мира. Речь шла о Шумере, и учительница в духе тогдашней идеологии начала рассказывать об эпическом герое, взбунтовавшимся против богов и ставшим предтечей первых борцов с классовой несправедливостью. Да, сейчас, уже после знакомства и с мифом, и с его подоплёкой, понятна как бредовость марксистских интерпретаций, так и ошибочность концепции бунта против богов (Гильгамеш против богов не восставал!), но образ смертного идущего против всемогущих бессмертных меня потряс. Причём потряс настолько, что стоящий за этим принцип во многом определил всё будущее мировоззрение и заложил основы для формирования собственного понимания "хороших" и "плохих" черт характера.

Так что в непростых я отношениях с Гильгамешем, очень непростых. Однако как ни парадоксально, сам эпос удалось прочитать лишь спустя десятилетия после первого знакомства с героем… И, наверное, это очень хорошо, так как глубина эпоса слишком велика, чтобы можно было её ощутить в детстве.

Читать подробнее
16 дек
Роман Артемьев "Аскет, Селеста и Ко"

Писатели бывают разные. Кто-то выбирает один единственный литературный инструмент и работает с ним, кто-то наоборот предпочитает эксперименты, кто-то обожает строго определённые сюжеты, кто-то же не терпит никаких рамок. И очень хорошо, что есть такое многообразие. Главное, чтобы писатель обладал талантом, а уж как и с чем он работает, дело десятое.

Автор, о котором дальше пойдёт речь, как раз из талантливых многосюжетников. О ком он только не писал — о нелюдимых бойцах-женоненавистниках, о монстрах, о тёмных эльфах, о демонах-неудачниках, о вампиршах. На первых взгляд подобные темы выглядят не слишком привлекательно — слишком специфичны, — однако это только на первый взгляд. И каждую из означенных тем данный писатель смог заставить играть удивительными красками.

Читать подробнее
1 окт
Рудольф Штайнер "Теория и практика медитации"

С трудами Рудольфа Штайнера — австрийского философа, эзотерика, социального реформатора, архитектора, поэта, художника и биолога (да-да, это всё один человек) познакомился случайно. И, увы, начал с далеко не самой подходящей книги.

Вообще Штайнер оказал колоссальное влияние на многие социокультурные явления жизни конца 19 и начала 20 веков. Его лекции посещали тысячи людей, с ним спорили видные философы (например, Бердяев относился к числу активных его противников), ему подражали и его ненавидели (самый известный враг Штайнера — Гитлер, который приложил все силы, чтобы уничтожить его детище Гётеанум). В общем говорить об этом человеке можно много и долго — слишком масштабная и неоднозначная личность, чтобы можно было описать его парой фраз. И поэтому просто запомним, что именно Штайнер стоит за эвритмическими академиями, и что именно он создал вальдорфскую педагогику. Всего лишь.

Читать подробнее
22 сент
Алексей Похабов "Четыре касты. Кто вы?"

Данная книга весьма необычна тем, что её автор — практикующий экстрасенс, победитель шоу "Битва экстрасенсов". Можно по разному относиться и к людям, называющим себя экстрасенсами (лично я весьма подозрительно и неодобрительно), и к ТВ-шоу (пару сезонов даже смотрел, но не столько из желания поахать от способностей сильномогучих "потомственных колдунов в седьмом поколении" и великих "чародеев Земли", а сколько выискивая в действиях участников следы тех или иных практик), однако в любом случае ознакомиться с мыслями "человека и парохода", то бишь экстрасенса и победителя шоу, будет интересно. Причём даже тем, кто далёк от мира духовных практик, эзотерики и отличается только материалистическим взглядом на жизнь.

Потому как эта книга нечто вроде квинтэссенции взглядов данного конкретного экстрасенса на мироустройство и особые способности. В ней нет описаний всего того, что принято считать магией. Всех этих бесконечных заговоров, обрядов и "ахалай-махалай". Эта книга — объяснение выбранного пути, первых шагов по нему и сделанных выводов. Причём, что подкупает, в тексте присутствует определённая доля скепсиса к тому засилью мракобесия в мистических сообществах, что наблюдается сегодня (а может всегда?).

Читать подробнее
7 авг
Владимир Мясоедов "Ведьмак 23-го века"

Не секрет, что книжный рынок переживает сейчас далеко не лучшие времена. Пираты, разрушение многих логистических цепочек из-за кризиса и дебильного маркетинга и, как следствие, недоступность книг в регионах, снова пираты...

Ничего странного нет, что в итоге хорошие произведения не находят своего читателя. А если и находят, то книга проваливается в продаже, и автор завязывает с творчеством. Поэтому я решил в меру своих скромных сил поддерживать рекламой (хотя какая реклама, смех один) хороших писателей. Хотя бы из такого меркантильного соображения: создать условия, при которых я как читатель смогу дождаться продолжения понравившихся романов.

Читать подробнее
4 июл
Жан-Поль Бурр "По следам вампира"

Область моих интересов довольно плотно завязана на мир внутренних практик и занимающихся ими мастеров. Да, по большей части это Китай с его сложной и разветвлённой системой учений, выросших прежде всего из даосизма, но не забываю и про Запад. Изучать вопросы европейской эзотерики через призму китайского подхода к внутреннему довольно познавательно и полезно. Тут нет никаких сомнений. Так же полезно (или даже необходимо) изучение западных "тайных" наук ещё и в свете их влияния на всю западную философскую и религиозную мысль. Особенно это важно если относишь себя к лагерю традиционалистов.

Тем не менее, оккультизм как таковой мне не слишком интересен (если кто не знает, то внутренние и оккультные практики — это совсем не одно и то же). То есть иногда соответствующую литературу почитываю, но скорей для расширения кругозора как писателя, чем как предмет интереса исследователя. Претит мне вникать в детали мировоззрения людей, жаждущих получить чего-то от неких Высших или Низших сил. Как-то оскорбительно это для человеческого достоинства.  Одно дело развивать себя, свой разум, тело, дух и совсем другое устраивать ритуальные игрища ради какой-то выгоды (если сделать допущение, что сверхъестественное реально). И уж тем более нет никакого желания разбираться с философией какой-нибудь антихристианской секты (хотя тут часто употребляют термин "школы/секты левой руки", но из-за тех чудовищных наслоений смыслов, что нагромождены вокруг данной формулировки, лично я её избегаю).

Читать подробнее
3 июн
Леонид Ивашов "Опрокинутый мир. Тайны прошлого – загадки грядущего."

В современной науке сформировалась определённая традиция, как именно надо излагать свои мысли при описании хода (и результатов) своих научных изысканий. Сначала обрисовывается общая ситуация в предметной области. Вводятся при необходимости нужные определения, демонстрируются общепринятые концепции и законы. Затем, описывается суть проблемы. В чём она заключается, чем грозит и кому мешает. После чего делается заявка на то, что означенную проблему можно решить таким-то образом. И далее это доказывается всеми возможными способами. В конце подводится итог и описываются будущие перспективы после принятия научным сообществом результатов исследования.

Категорически не допускаются голословные утверждения, нарушение причинно-следственных связей, игнорирование законов логики и правил вроде небезызвестной "бритвы Оккама". В конце (или по тексту) необходимо указывать все использованные в работе источники информации, причём не допускаются источники сомнительного происхождения.

Читать подробнее
1 мая
Джон Фаулз "Волхв"

Ранее о книгах Фаулза мне лишь приходилось слышать, но вот в руки они как-то не попадались. Названия вводили в заблуждение, из-за чего складывалось ощущение, что это нечто в духе Майринка, По или даже Лавкрафта. Но нет, всё оказалось сложнее и проще одновременно.

Итак, о чём же и для чего написана книга "Волхв" (хотя вариант перевода названия "Маг" здесь видится более уместным)? Однозначно на данный вопрос вам не ответит никто. Если "брать" сюжет "в лоб", то это история об инфантильном, слабом духом англичанине. Лишённом целей, воли и не видящем будущего,  заполняющим жизнь безэмоциональным промискуитетом и бесконечными попытками найти смысл в своём существовании, ничего реального при этом в данном направлении не делая. В какой-то момент в жизни героя появляется очередная шлюха (собственно это не моё определение, а вердикт автора, озвученный как устами всех персонажей, так и в виде описаний). И герой (его зовут Эрфе, что созвучно Орфею) влюбляется. Но в силу черт своего характера принять данное чувство не может и бежит в Грецию, на удалённый остров… Где и разворачивается основное действо.

Читать подробнее
18 мар
Яков Шпренгер "Молот ведьм"

Страшно сказать, но книга "Молот ведьм" была куплена в далёком 2005-м на волне интереса к истории всего мистического, а так же в качестве послевкусия от прочтения какой-то из книг про Фесса-некроманта. Купил и... благополучно забыл на полке, устрашённые тяжёлым слогом и общим флёром вокруг текста. Как же, зачем мне про пытки-то читать да в средневековое невежество нырять?! Можно и поинтересней что найти...

Ведь что мы знаем о "Молоте ведьм" из курса истории? Ну как же, были такие тёмные и неграмотные средневековые европейцы, которых ради власти решили коварные церковники заковать в цепи страха и ужаса перед колдовством. И для облегчения данного процесса придумали книжку, где всё детально расписали. Почему в колдовство надо верить и в чём его гнусность, что входит в список злодейств колдунов и ведьм, и как должно проводить следственные мероприятия и вести судебный процесс над омерзительными чернокнижниками.

Читать подробнее
26 авг
Игорь Прокопенко "Пришельцы государственной важности"

Вынужден признаться, но тематика всяких разных чудес, таинственных явлений, загадочных событий и необъяснимых фактов волнует меня с раннего детства. В силу разных причин. В советские годы с поиском необходимой информации всегда были большие сложности — ни "Вокруг света", ни "Наука и жизнь", ни "Техника молодёжи" и "Юный техник" помочь тут не могли. И единственным глотком необычного стало появление в 89-м году журнала "Знак вопроса", который мне честно выписывали аж до 92-го года. Потом всё началось сыпаться, журнал стал выходить не каждый месяц, а четыре раза в год. Да и вообще как-то стало не до хобби…

Но интерес, как понимаете, остался. Так что когда на глаза попались книги серии "Военная тайна" авторства Игоря Прокопенко устоять я не смог. И закупился несколькими книжками. Теперь пришло время рассказать о своих впечатлениях. Начну с Пришельцев государственной важности.

Читать подробнее
18 авг
Манхва The Breaker

Совсем недавно я рассказал о Hellsing'е — первом аниме-сериале, который надолго завлёк меня в сети японских анимированных фильмов. Классно, что это произошло, но симпатии к рисованным фантастическим видео-историям — это только начало… Начало того славного пути, который позволил мне познакомиться с огромным количеством интереснейших миров. Причём миров, созданных с помощью непривычных инструментов и абсолютно незнакомых многим любителям фантастики. Я говорю о комиксах. Но не западных историях в картинках (хотя там тоже есть достойные работы), а том культурном пласте, который принято именовать японским словом "манга" (а так же китайским "маньхуа", корейским "манхва" и т.п.).

Начну же экскурс в этот малознакомый массовому читателю мир совсем не с первой своей манги. Почему? Потому что если уж хвалить что-то, то хвалить нечто по-настоящему ценное, что-то в тебе перевернувшее. И такой историей для меня стала манхва "The Breaker" или "Крушитель".

Читать подробнее
6 авг
Hellsing (сериал)

Высказываясь на тему различных развлекательных и не очень книг, а так же периодически затрагивая тематику кино, я никогда не забывал и не забываю о ещё одном культурном явлении, которое точно требует внимания. Речь идёт об аниме. Да, да, об историях со своеобразной техникой рисования, порой откровенно идиотическим сюжетом, недостоверными персонажами и очень расплывчатыми границами морали… Для диванных экспертов повторю, что дальнейший рассказ пойдёт именно об аниме, а не о "кетайских порномультиках". Так что клубнички не будет!

Практически любой поклонник фэнтези и фантастики, утомлённый отсутствием внятных визуализаций для придуманных миров, рано или поздно добирается до японской анимации. Потому как только графика может передать всё то, что не способен показать кинематограф! И только японцы смогли развить индустрию рисованных фильмов до пристойного уровня.

Читать подробнее
23 по
из 2