Область моих интересов довольно плотно завязана на мир внутренних практик и занимающихся ими мастеров. Да, по большей части это Китай с его сложной и разветвлённой системой учений, выросших прежде всего из даосизма, но не забываю и про Запад. Изучать вопросы европейской эзотерики через призму китайского подхода к внутреннему довольно познавательно и полезно. Тут нет никаких сомнений. Так же полезно (или даже необходимо) изучение западных "тайных" наук ещё и в свете их влияния на всю западную философскую и религиозную мысль. Особенно это важно если относишь себя к лагерю традиционалистов.
Тем не менее, оккультизм как таковой мне не слишком интересен (если кто не знает, то внутренние и оккультные практики — это совсем не одно и то же). То есть иногда соответствующую литературу почитываю, но скорей для расширения кругозора как писателя, чем как предмет интереса исследователя. Претит мне вникать в детали мировоззрения людей, жаждущих получить чего-то от неких Высших или Низших сил. Как-то оскорбительно это для человеческого достоинства. Одно дело развивать себя, свой разум, тело, дух и совсем другое устраивать ритуальные игрища ради какой-то выгоды (если сделать допущение, что сверхъестественное реально). И уж тем более нет никакого желания разбираться с философией какой-нибудь антихристианской секты (хотя тут часто употребляют термин "школы/секты левой руки", но из-за тех чудовищных наслоений смыслов, что нагромождены вокруг данной формулировки, лично я её избегаю).
Тем не менее, иногда попадаются книги, которые всё же хочется прочитать. И книга Бурра "По следам вампира" из таких. Хотя бы просто потому, что до этого момента термин Красная магия в контексте вампиризма мне встречался лишь у автора "Досье Дрездена". В общем ознакомиться с взглядами одного конкретного оккультиста на проблематику вампиров точно полезно для писателя, особенно в свете того гламурного лоска, что навели на облик кровососа коллеги.
Итак, о чём же книга.
Прежде всего это книга, написанная журналистом (особо подчеркну данный момент, потому как манера работы журналиста всегда отличается от манеры писателя), заигравшимся в люциферианство (да-да, та самая сатанинская ересь, в которой любит обвинять кого ни попадя Ивашов). Чтобы надолго не останавливаться на теме люцифериан, скажу следующее: во-первых, они считают своего "патрона" кем-то вроде Прометея (тот украл у Зевса огонь и был низвергнут в Тартар); во-вторых, "зла нет, зло выдумали люди".
И вот человек таких взглядов и навыков начинает журналистское расследование, разыскивая следы некоего графа Бороложовака — наследственного вампира. То есть книга построена не по канонам романа или научной (псевдонаучной) монографии, а в стилистике журналистского расследования. Со всеми его плюсами и минусами (лично меня такая манера письма всегда заметно раздражает).
Далее начинается путешествие сначала в родовой замок Бороложовака, затем в Венецию, оттуда во Францию, и, наконец, на родину вампиров — Трансильванию. Для иллюстрации тех или иных явлений вводятся дополнительные персонажи, как то Ренато Д., Гюнтер Х., M.N.C. и т.п., которые медленно вводят автора (или использутся автором) в мир красной магии и кровавых инициаций "идущих путями бессмертных".
Кое-какие моменты в книге получились довольно любопытными. Прежде всего это касается оккультной истории Венеции, её легенд и быличек, размышлений о сути египетских мумий, картине "Святой Георгий, поражающий дракона" кисти Витторио Карпаччо, своеобразные взгляды на личность Цепеша, Брэма Стокера (заявлен как посвящённый общества Золотая Заря), необычные трактовки символики Зелёного Дракона, Зелёного Скарабея и личностей Осириса и Сехмет. Как писателю мне особенно интересными показались также и новые обороты, вроде "кровавые святые", "красные братья" и т.п.
На этом положительное заканчивается, и начинается негатив.
Во-первых, сильно раздражает рассуждение об избранности, об отсутствии зла и прочей клинике. Особенно возмутительно выглядят взгляды автора в ситуациях, когда он описывает своё попадание в зону интересов других "избранных", живущих по принципу: "Нет зла — есть свободное познание". Почему-то в такие моменты господин Бурр кажется перестаёт быть люциферианином (или так и задумывалось? не уверен).
Во-вторых, заметно испортили впечатление от содержательной части книги грубые ошибки в плане трактовок некоторых практик. Прежде всего речь идёт об описании работы с неким двойником, куда в теории надо переселить свой разум для достижения условного бессмертия (в виде духа). В "По следам вампира" это подаётся под соусом особой вампирской техники, которая на самом деле является известным элементом внутренней алхимии, к вампиризму Бурра не имеющей никакого отношения. О данной внутренней работе писали Штайнер, Блаватская и многие другие авторы. Зачем вплетать её в своё повествование в подобном ключе — не понятно.
В-третьих, подпортило впечатление отсутствие логической связанности текста. В каких-то фрагментах всё выглядит вполне пристойно, но в каких-то… непонятно, как автор вообще осмелился выпустить свою книгу в печать!
На фоне вышеназванных претензий послесловие Андрея Атрохина как глоток свежего воздуха. Всё чётко, ясно, без мутного околомагического флёра, в котором что-то маловато магии, но чересчур много желания эту самую магию ощутить. К примеру, именно из послесловия узнал о первом литературном вампире — лорде Рутвене или об Италии, как о земле обетованной оккультных учений на основе крови.
Подведём итог.
Книга оставляет неоднозначное впечатление. В ней есть как интересные места, так и откровенная чушь., помноженная на огрехи в литературном мастерстве автора. Так же воспринимать её иначе, чем очередная конспирологическая теория, причём слабо проработанная, не получается.
Имело ли смысл читать данную книгу? Да, имело. Как уже говорил выше, оккультная Венеция, некоторые мысли о привычных вещах и вообще тема красной магии (как сплава сексуальных техник, крови и дыхания) мне как писателю-фантасту точно были интересны.
Буду ли перечитывать? Нет.
Рекомендую ли к прочтению кому-либо? Да. Писателям, исследователям оккультизма и тайных обществ, просто читателям, интересующимся тематикой вампиров. Ещё советую обратить внимание на книгу любителям ужасов и тайн Старой Европы, могущественных семей и сокрытых знаков в привычных вещах. В каком-то смысле Бурра можно назвать этаким Дэном Брауном версии лайт. И если Браун вам понравился, то может понравится и Бурр. С оговорками. Ожидать чего-то запредельного от книги не стоит.
Купить книгу можно на Лабиринте.
Автор благодарит Дмитрия Зеленцова за подаренную книгу.