С плодами научного поиска Маслова — историка-востоковеда, доктора исторических наук, специалиста по мистическим культам Китая и эксперта по боевым искусствам — познакомился случайно. Порекомендовал авторитетный и уважаемый мною человек, китаец, в качестве иллюстрации того внутреннего мироощущения, которое присуще жителям Поднебесной. Не традиционный европейский взгляд на традиции, цепь исторических событий, мифы и религиозно-философские течения, а нечто новое, максимально приближенное к тому, как воспринимают себя сами жители страны Хань.
Книга действительно стоит особняком в ряду канонических трудов по культуре Китая. Автор не стал идти протореной дорогой сотен своих коллег, которые подходили и подходят к изучению мистического Востока с материалистических позиций Запада, он выбрал свой путь. Главная идея книги — показать ключевые моменты всей китайской культуры через призму мистического сознания. Особо отмечу, что речь идёт не о популяризации "магии" или доказательстве её "существования", а о попытке объяснить культурное развитие некоей общности с точки зрения людей, мыслящих категориями мистики. И это позволяет совсем по другому взглянуть на мир Китая.
Когда мы говорим про западную культуру, про её ключевые фигуры, то этот момент из-за шаблонности мышления постоянно упускается. Гадая об истоках научных открытий Ньютона, мы помним, что он физик, но забываем про его славу алхимика. Мистик Декарт воспринимается не иначе как математик и философ, а одного из столпов психологии — Юнга — почему-то забывают причислять ещё и к известнейшим в своё время знатокам духовных практик. Мистическое сознание идёт рука об руку с сознанием материалистическим, постоянно оказывая влияние как на отдельные персоналии, так и на развитие всего общества в целом.
В этом смысле данная книга Маслова чрезвычайно интересна. Влияние мистического на философскую мысль Китая, отсылки к духовным практикам у Лао Цзы и Конфуция, история выхолащивания ритуалов — от эзотерического знания к формальному исполнению канона, магия императорской власти и её взаимоотношения с институтом евнухов, история бессмертных, развитие и причина стагнации стихосложения, живописи, прочего искусства, канон поведения истинного интеллектуала вэйжень — охват тем попросту гигантский. Для людей, мало знакомых с особенностями даосизма и вообще культуры Китая, воспринять всё это будет крайне сложно, но для интересующихся темой книга просто обязательна к прочтению. Наличие же огромного списка использованной литературы, в том числе и на китайском языке, позволяет говорить о книге как о полноценном научном труде, монографии.
Не обошлось и без ложки дёгтя. Книга изобилует самоповторами. К некоторым моментам автор возвращается бесконечное число раз, что порой откровенно вызывает раздражение. Несколько переутяжелён и язык автора, что на фоне китайских терминов делает чтение не самым простым делом. За один вечерок её не прочитаешь.
Тем не менее, книга крайне интересна и полезна. Лично для себя занёс её в список тех, что обязательно будут вновь перечитаны.
Книгу можно считать библиографической редкостью. Я покупал здесь